Руководство по MODX Evolution

Руководство по MODX Evolution

Представляем вашему вниманию краткое руководство редактора сайта, созданного на базе MODX Evolution.

Рассматриваемая система управления адаптирована под сайты, разрабатываемые в нашей компании.

Внешний вид системы может немного отличаться от вашего — это зависит от версии самой системы, настроек вашего доступа, а также настроек редактирования. Тут главное — принцип работы, он везде одинаков.

Ситуацию рассмотрим на примере системы управления сайтом муниципального образования Санкт-Петербурга — МО Усть-Ижора.

Вход в панель управления сайтом

Для входа в панель управления припишите в адресной строке браузера к URL-адресу вашего сайта /manager

Должно выглядеть так: http://www.адрес-вашего-сайта/manager

Перейдите по указанному адресу, нажав клавишу Enter на клавиатуре.

Появится следующее окно:

Введите имя пользователя и пароль, полученные от разработчика или от администратора сайта.

Нажмите кнопку «Войти».

Знакомство с панелью управления

При вводе корректных имени пользователя и пароля, перед вами откроется примерно вот такая страница:

Панель управления делится на несколько основных областей:

 

Все доступные для редактирования страницы сайта показаны в дереве ресурсов, с которым и будет происходить основная работа.

Дерево ресурсов

Страница сайта в терминологии MODX называется «Ресурс». Каждый ресурс может быть как папкой, содержащей дочерние ресурсы (контейнером), так и простой страницей. В дереве ресурсов страницы-контейнеры имеют иконку двух страниц — одна над другой, простые же ресурсы отображаются с иконкой одной страницы. У каждого ресурса может быть бесконечное количество вложенных дочерних документов и папок.

Для просмотра дочерних документов ресурса достаточно его развернуть, нажав на изображение знака "+" слева от названия папки.

Создание документов

Важно помнить, что каждая страница вашего сайта — это страница или папка в дереве ресурсов.

Для создания дочерних ресурсов достаточно навести мышкой на требуемую папку, нажать правую кнопу и, при появлении контекстного меню, нажать «Дочерний ресурс». Вот так:

Также через контекстное меню доступны основные операции со страницей: редактировать, переместить, сделать копию, опубликовать/снять с публикации, удалить.

Снятие страницы с публикации

Снятие ресурса с публикации (пункт контекстного меню "Отменить публикацию") означает, что эта страница посетителям сайта будет не видна, однако она останется видна в панели управления, а также на самом сайте, при условии, что вы залогинены в менеджере. Снятая с публикации страница помечается в дереве ресурсов цветом и курсивом, вот так:

Если же вы решите вновь опубликовать такую страницу, то просто выберите в контекстном меню (меню, вызываемое правой кнопкой мышки) пункт «Опубликовать».

Удаление страницы

При удалении ненужной страницы через пункт контекстного меню «Удалить», она помечается как перечёркнутая красной линией:

Следует знать, что удалённые таким образом страницы не удаляются окончательно, а лишь помещаются в корзину — это сделано для защиты от случайностей. Такую удалённую страницу всегда можно восстановить, нажав на соответствующую кнопку в контекстном меню. Если же вы окончательно и бесповоротно решили удалить все выделенные таким образом ресурсы, то просто очистите корзину вот здесь:

 

Перемещение страниц

Вы можете переместить ресурс и все его дочерние ресурсы, выбрав в контекстном меню пункт "Переместить" и указав после этого новый 'родительский' ресурс. Если вы выберете в качестве родительского ресурс, не являющийся папкой, MODX автоматически сделает его папкой. Выбирайте новый 'родительский ресурс' в дереве сайта.

Редактирование страниц

Для редактирования какой-либо страницы на сайте, вам нужно выбрать эту страницу в дереве ресурсов, при этом название выбранного ресурса подсвечивается:

 

В целом же перед нами возникает приблизительно вот такая картина:

 

На открывшейся рабочей области присутствует несколько закладок (табов) с полями для заполнения. Количество закладок зависит от настроек системы, основные же это: «Общие», «Изображение», «Фотогалерея», «Документы», «Видео», «Параметры», «Для SEO».

Рассмотрим последовательно эти закладки.

Закладка «Общие»

Заголовок

Параметр, безусловно, необходимый каждому документу — его нужно заполнять. Также это то, что будет отображаться в названии страницы в браузере:

Псевдоним

Псевдоним — это имя страницы в браузере, участвующее в образовании URL, вот он:

Псевдоним создаётся автоматически транслитерацией заголовка страницы и, как правило, редактировать его не нужно, если только вы не хотите сделать его более благозвучным, как, например, в образце выше — «museum» вместо автоматического «muzey».

Аннотация

Она и есть аннотация. Нужно ли её использовать — зависит от редактора сайта, вообще же служит для вывода краткого содержания основного текста.

Шаблон

Шаблон страницы. Редактору сайта, как правило, трогать его не нужно. Вообще же служит для смены общего представления страницы.

Пункт меню

То, как страница будет обозначаться в меню. Если не заполнять, то по умолчанию берётся заголовок документа. Имеет смысл использовать, если заголовок у страницы очень длинный — не смотрится в меню или просто туда не влезает.

Позиция в меню

Задаётся позиция этой страницы в меню. Чем больше значение, тем ниже в меню будет находиться данная страница.

Показывать в меню

Бывает, что страница нужна на сайте, но в меню её видеть не хотелось бы. Вот для этих целей и нужен этот параметр. Не хотите видеть ресурс в меню сайта — выключаете чекбокс.

Папка

Параметр служит для выбора родительской папки ресурса (страницы). Нажимаете на значок, выбираете в дереве ресурсов нужную папку, сохраняетесь.

Содержимое ресурса

Непосредственно содержание страницы. Тут всё ясно. Поле снабжено собственным редактором контента TinyMCE, документация по использованию которого освещается отдельной статьёй на нашем сайте. Отдельно хочется заметить, что при вставке содержимого из MS Word, лучше пользоваться специально для этого предназначенной кнопкой, иначе страница на сайте может выглядеть не совсем корректно. Кнопка вот здесь:

 

Закладка «Изображение»

Служит для выбора, при желании, основного изображения к странице, которое будет размещаться в строго фиксированном месте — в начале содержания страницы — прямо под заголовком.

При нажатии кнопки "Вставить" появляется подобное диалоговое окно:

Изображения имеет смысл загружать в папки — для избежания путаницы в файлах в дальнейшей работе. Папки можно использовать как существующие, так и создавать свои. Для создания папки достаточно навести мышкой на нужное место в дереве слева, нажать правую кнопку мышки, и в появившемся контекстном меню выбрать "Создать папку", вот так:

Название создаваемой папки нужно вводить латинскими буквами.

После того как папка выбрана, нажимаете кнопку "Загрузить"

и выбираете на своём компьютере нужный файл!

Изображения допустимы в графических форматах JPG, GIF, PNG и размером не более 2 Mb.

Закладка «Фотогалерея»

Служит для размещения на текущей странице фотогалереи. Данная фотогалерея будет отображена внизу страницы — после основного содержания.

Для загрузки в галерею изображений выбираете пункт "Select Files", выбираете фотографии на своём компьютере (для отметки сразу нескольких изображений используйте клавишу Shift на клавиатуре), а затем нажимаете "Загрузить файлы". Количество загружаемых изображений не ограничено.

Порядок изображений можно менять простым перетаскиванием их мышкой, нажав после перетаскивания кнопку "Сохранить порядок".

Закладка «Документы»

Здесь присоединяем, если нужно, файлы к нашей странице. Файлы допустимы в форматах DOC, DOCX, PDF, ZIP.

Файлы будут отображены внизу страницы — после основного содержания.

Для добавления файла нажимаете кнопку "Вставить", выбираете файл на своём компьютере, затем вводите название файла — это то, как он будет отображаться на сайте.

Файлов можно добавлять неограниченное количество — для добавления следующего нужно нажать знак "+", после чего появится дополнительное поле выбора файла.

Закладка «Видео»

Сюда, при желании, добавляем HTML-код вставки видео с популярных сервисов YouTube.com и Vimeo.com. Видео будет отображено вверху текущей страницы.

Закладка «Параметры»

Публиковать

Чекбокс отвечает за снятие или постановку документа на публикацию. Дублирует соответствующие функции в контекстном меню дерева документов. В случае, если документ не опубликован, он будет доступен для просмотра только залогиненным в системе управления редакторам сайта.

Дата публикации

Можно вручную задать дату публикации документа на сайте. Очень удобно, когда нужно последовательно автоматически публиковать документы на сайте. Например, поздравления с праздниками в течение года — сразу создать страницы поздравлений, выставить им даты публикаций и не думать об этом целый год. Здорово!

Дата отмены публикации

Можно вручную задать дату отмены публикации документа на сайте.

Контейнер содержит дочерние ресурсы

Отметьте, чтобы ресурс выполнял также роль папки (родителя) для других ресурсов. Не стоит особо заострять внимание на этом параметре – MODX автоматически установит для ресурса режим папки, если внутри него начнут создаваться ресурсы.

Закладка «Для SEO»

SEO — Search Engine Optimization. В закладке представлены параметры, влияющее на индексирование текущей страницы основными поисковыми системами, такими как Google и Яндекс.

Здесь, как правило, ничего трогать не нужно — достаточно оставить настройки по умолчанию.

Сохранение документа

После того как документ был создан или отредактирован, а все нужные параметры были выставлены, нужно этот документ сохранить. Делается это нажатием на кнопку «Сохранить» в плавающем меню страницы:

В выпадающем меню рядом с кнопкой "Сохранить" можно выбрать действие, которое будет произведено после сохранения — "Создать новый" документ, "Продолжить" редактирование текущего документа, "Закрыть" редактируемый документ.

Полюбоваться полученным результатом можно по нажатию соответствующей кнопки «Просмотр» в этом же меню, страница откроется в новом окне:

При длительном редактировании документов рекомендуется периодически сохраняться.

Напоследок хочется заметить, что при создании новых больших документов, лучше сразу снимать их с публикации. И только после того как всё готово — текст вычитан, картинки расставлены и результат по нажатию на кнопку «Просмотреть» отвечает задуманному — опубликовывать. Делается это для того, чтобы случайный посетитель сайта не видел промежуточных результатов редактирования.

Автор статьи: Ярослав Старовойтов.